Назар Маркив,
адвокат, управляющий партнер,
Юридическая компания «PROFECTO»
Учитывая то, что предприятия должны представлять Отчеты о контролируемых операциях ежегодно, но ведутся постоянные споры между предприятиями и налоговыми органами о необходимости представления отчета, является актуальным исследование судебной практики и позиции суда по данному вопросу. Именно анализ судебных позиций и доскональное изучение нормативных актов -залог эффективной защиты интересов налогоплательщиков.
В данной статье проведем исследование судебной практики привлечения к ответственности за непредставление отчетности по контролируемым операциям на примере дела № 815/207/16, первое рассмотрение которого состоялось в 2016 году, но окончательную точку в котором суд не поставил до сих пор.
Информация о рассмотрении дела судами
Предприятие подало административный иск к Государственной фискальной службе Украины (далее -ГФС) о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения № 0000552200 от 31.12.2015, дело № 815/207/16.
Постановлением Одесского окружного административного суда от 23.03.2016 г. в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Одесского апелляционного административного суда от 01.06.2016 г. иск удовлетворен полностью.
Определением Высшего административного суда Украины от 03.11.2016 г. открыто кассационное производство по кассационной жалобе ГФС.
По состоянию на 01.08.2018 кассационная жалоба ГФС не рассмотрена.
Описание проверявшихся хозяйственных взаимоотношений
Предприятие в 2014 году осуществляло хозяйственные операции по экспорту масла подсолнечного нерафинированного, масла рапсового нерафинированного, шрота подсолнечного гранулированного с нерезидентом «LLP» (Великобритания), общая сумма которых превышает 50 миллионов гривен.
Общая сумма осуществленных экспортных операций Предприятия с «LLP» составляла 302335175,62 грн.
«LLP» не облагается налогами на территории Великобритании в связи с тем, что у него нет источников дохода на территории Великобритании, а его партнеры (участники) являются резидентами другой страны.
Участники «LLP» — Лтд 1 и Лтд 2 — зарегистрированы на территории Республики Доминикана. Республика Доминикана не была включена в перечень государств (территорий), соответствовавших критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины (указанный перечень утвержден распоряжением Кабинета Министров Украины от 25.12.2013 г. № 1042-р, на сегодняшний день утратил силу). Также Республика Доминикана не относилась (и не относится) к Перечню офшорных зон, утвержденному распоряжением Кабинета Министров Украины от 23.02.2011 г. № 143-р.
Правовые основания представления Отчета о контролируемых операциях
В соответствии с пп. 39.2.1.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса Украины (здесь и далее текст Кодекса приводится в редакции до 01.01.2015 г.) контролируемыми операциями являются хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые налогоплательщиками со связанными лицами — нерезидентами.
Хозяйственные операции, предусмотренные подпунктами 39.2.1.1, 39.2.1.2 п. 39.1 ст. 39 Налогового кодекса Украины, определяются контролируемыми при условии, что общая сумма таких операций налогоплательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 миллионов гривен (без налога на добавленную стоимость) за соответствующий календарный год.
Согласно пп. 39.2.1.2 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса Украины контролируемыми операциями являются хозяйственные операции, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративного налога) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, или который уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине. Перечень таких государств (территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины. Этот перечень государств (территорий) центральный орган, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику, публикует ежегодно в официальных печатных изданиях и на официальном веб-сайте с указанием ставок налога на прибыль (корпоративного налога). Информация об изменении ставок публикуется в течение трех месяцев с момента такого изменения.
Подпунктом 39.2.1.3 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что в случае если в государстве (на территории) регистрации такого нерезидента установлена больше чем одна ставка налога на прибыль (корпоративного налога), плательщиком налога подается справка (или ее нотариально засвидетельствованная копия), подтверждающая выбранную нерезидентом ставку налога на прибыль (корпоративного налога), установленную в государстве его регистрации, в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику, в сроки, определенные подпунктом 39.4.2 данной статьи для представления отчета о контролируемых операциях.
Положениями пп. 9.2.1.4 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса Украины установлено, что хозяйственные операции, предусмотренные в подпунктах 39.2.1.1 и 39.2.1.2 данной статьи, признаются контролируемыми при условии, что общая сумма таких операций налогоплательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 миллионов гривен (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий отчетный календарный год.
Таким образом, для отнесения хозяйственных операций с нерезидентами к контролируемым необходимым было одновременное выполнение двух условий:
1) сторона операции — нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративного налога) на 5 и более процентов ниже, чем в Украине (если в государстве (на территории) регистрации такого нерезидента установлена одна ставка налога на прибыль (корпоративного налога), или сторона операции — нерезидент уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5 и более процентов ниже, чем в Украине (если в государстве (на территории) регистрации такого нерезидента установлена больше чем одна ставка налога на прибыль (корпоративного налога);
2) общая сумма операций (по каждому контрагенту отдельно) равна или превышает 50 миллионов гривен (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий календарный год.
Соблюдение упомянутых условий указывало на осуществление налогоплательщиком контролируемой операции, а следовательно, устанавливало для него обязанности по использованию методов определения трансфертной цены и составлению и представлению соответствующих документов налогового контроля.
Кроме того, Великобритания не была включена в перечень государств, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины (на сегодняшний день утратил силу).
В соответствии с пп. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса Украины налогоплательщики (кроме Национального банка Украины), которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны представлять отчет о контролируемых операциях центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование и реализующему государственную налоговую и таможенную политику, до 1 мая года, следующего за отчетным, средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона по электронному документообороту и электронной цифровой подписи.
Согласно п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса Украины непредставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию или невключение в такой отчет информации обо всех осуществленных в течение отчетного периода контролируемых операциях в соответствии с требованиями п. 39.4 ст. 39 данного Кодекса влечет за собой наложение штрафа в размере:
• 300 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, — в случае непредставления (несвоевременного представления) отчета о контролируемых операциях;
• 1 процент суммы контролируемых операций, незадекларированных в представленном отчете о контролируемых операциях, но не более 300 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, за все незадекларированные контролируемые операции;
• 3 процента суммы контролируемых операций, по которым не была представлена документация, определенная подпунктом 39.4.6 пункта 39.4 статьи 39 данного Кодекса, но не более 200 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, за все контролируемые операции, осуществленные в соответствующем отчетном году.
Уплата таких финансовых санкций (штрафов) не освобождает плательщика налога от обязанности представления отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию.
Тактические приемы защиты, использованные Предприятием в суде
Свою позицию в суде ГФС обосновала следующим образом.
ГФС Украины письмом № 15204/7/99-99-12-01-03-17 от 27.04.2015 г. «О налогообложении партнерств с ограниченной ответственностью на территории Великобритании» сообщила о получении от компетентного органа Великобритании — НМ Кеvеnuе & Customs — ответа от 12.03.2015 г. № G000323 на запрос от 03.12.2014 г. по поводу налогообложения в Великобритании Партнерств с ограниченной ответственностью (LLP). В соответствии с содержанием ответа компетентного органа
Великобритании доходы Партнерства с ограниченной ответственностью (Limited liability Partnerships)
не облагаются налогами на территории Великобритании, облагается каждый партнер по его доле прибыли в партнерстве.
На основании полученного ответа ГФС сделала следующий вывод.
Доходы партнерства с ограниченной ответственностью не облагались налогами на территории Великобритании и до проверки не предоставлялась справка, подтверждающая выбранную нерезидентом ставку налога на прибыль (корпоративного налога), соответственно, ставка налога на прибыль (корпоративного налога) для «LLP» на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине. С учетом изложенного, ГФС пришла к выводу, что в соответствии с пп. 39.2.1.3 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса Украины (в редакции до 01.01.2015 г.) операции между частным предприятием «Бессарабия-В» и «Planexin Trading LLP» являются контролируемыми.
В свою защиту Предприятие предоставило в суд письмо «LLP» исх. № 0134 от 23.02.2016 г. и перевод к данному письму, в котором приведена информация о налогообложении партнерства на территории Республики Доминикана. Участники «LLP» — Лтд 1 и Лтд 2 — зарегистрированы на территории Республики Доминикана. В соответствии со ст. 297 Налогового кодекса Республики Доминикана размер ставки налога на прибыль предприятий (корпоративного налога) составляет 28 %.
Учитывая тот факт, что ставка налога на прибыль (корпоративного налога) согласно законодательству Республики Доминикана была выше, чем в Украине, и составляла 28 %, а Республика Доминикана не была включена в Перечень государств (территорий), соответствовавших критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины, и не относилась к Перечню офшорных зон, у Предприятия не возникло обязанности по представлению в контролирующий орган справки, подтверждающей выбранную нерезидентом («LLP») ставку налога на прибыль (корпоративного налога).
Юристы Предприятия в защиту использовали неполноту обоснования позиции ГФС имеющимися доказательствами, а именно тот факт, что ГФС не установила место налогообложения (не определила страну, в которой уплачиваются налоги) «LLP» и/или его участников (партнеров).
В связи с этим вывод о том, что ставка налога на прибыль (корпоративного налога) для «Planexin Trading LLP» на 5 и более процентов ниже, чем в Украине, является безосновательным.
Именно на этом основании была построена тактика защиты в суде, которую учел апелляционный суд.
ВЫВОД:
1. Для разработки системы защиты налогоплательщика необходимо тщательно проверять доказательства, используемые ГФС, и правильность сделанных ею выводов.
2. Налогоплательщику в целях предупреждения претензий ГФС необходимо собирать доказательства налоговой нагрузки контрагентов по месту уплаты налогов.
3. Хозяйственные отношения с компаниями в форме партнерства с ограниченной ответственностью (LLP), зарегистрированными в Великобритании, являются законными, при условии доказательства
размера налогов, уплачиваемых участниками.
4. Налогоплательщик использовал недостатки в Акте проверки ГФС, что позволило выиграть дело в суде.
№36, 04 жовтня 2018 Юрист & Закон
https://uz.ligazakon.net/#/articles/EA011975